Zeuhl («небесный», «космический»; по-русски принято писать и произносить как Цойл или Цойль) — стиль рок-музыки, поджанр прогрессивного рока, изобретенный Кристианом Вандером, барабанщиком французской группы Magma. Первоначально, это была своеобразная форма фьюжн или, скорее, т. н. «французского Кентербери», с креном в сторону авангардного и фри-джаза. Однако, после альбома 1973 года (Mekanik Destruktiw Kommandöh), Magma продемонстрировала абсолютно новый путь в прогрессиве, основанный на репетативном многоголосом пении в темпе, близком к готическим маршам. Сам упомянутый альбом сильно напоминал «Кармину Бурану» К. Орффа, спетую на изобретенном Вандером «кобайском» языке. На данный момент, в цойле существует два основных направления, основанные на творчестве Магмы до и после 1973 года: Мрачноватый экспрессивный фьюжн с уклоном в авангардный джаз (Eider Stellaire, Kultivator, Potemkine) или экспериментальный, тяготеющий к джазу РИО (Dun, Archaia, Shub-Niggurath) Эпический вокальный цойл (Eskaton, Koenji Hyakkei, Pseu, Weidorje). Сама Магма надолго оставила за собой лидирующие позиции в обоих направлениях, впрочем, к новому веку окончательно сделав выбор в пользу вокальной ипостаси. Характерные особенности - Т. н. галопирующий бас. - Цикличность и репитативность, роднящие с Краутом. - Короткие быстрые музыкальные фразы (в рамках фьюжн-цойл). - Гипнотизирующие (часто, хоровые) вокализы. - Мощные маршевые аранжировки. - Полифония. - Характерное («цойловское») звучание инструментов. - Тексты на несуществующих языках. - Фантастическая и апокалиптическая тематика. Ранняя история Цойла полностью связана с именем Кристиана Вандера, барабанщика группы Magma. В равной степени увлеченный как джазом, так и прогрессивным роком, Вандер, после ряда менее удачных групп, создает Магму и записывает с ней сразу одноименный двойной альбом, ставший началом знаменитой эпопеи о планете Кобайя, где развернулась борьба духовности и технократизма. В 1973 г. записан эпохальный альбом Mekanik Destruktiw Kommandöh, совершивший своего рода революцию в прогрессивной музыке. Этот же альбом стал первой записью в рамках трилогии о кабайском пророке, принесшем космическое знание на Землю. В 1974—1978 годах Магма записывает свои последние альбомы классического периода, после чего Вандер объявляет о роспуске группы. В этот же период были записаны цойловые альбомы групп, впоследствии эволюционировавших в представителей других родственных жанров — Art Zoyd (камерный рок), Zao (авангардный фьюжн) и др. Уже в период активной деятельности Магмы, множество музыкантов, прошедших через группу, организовали свои проекты, продолжающие традиции, заложенные Вандером. В начале 1980-х эти группы создали признанные шедевры Цойла. Среди лидеров этого движения в первую очередь нужно назвать Eskaton, Eider Stellaire, DUN, а также самую мрачную группу авангардного Цойла — Shub-Niggurath. К концу 1980-х большинство групп прекращают свою деятельность. Возрождение как самого жанра, так и интереса к нему, во многом связано с творчеством японского барабанщика Тацуя Йоcиды, организатора бесчисленных проектов в рамках самых разнообразных жанров, наиболее знаменитыми из которых стали цойловские проекты Ruins и Koenji Hyakkey. В них Йосида соединил узнаваемый стиль Магмы времен 1973 года с более современным и экспрессивным хард-коровым звучанием. Среди прочих японских групп, оказавшихся в авангарде возрождения цойла, стоит отметить Bondage Fruit и Happy Family. Начало нового тысячелетия было ознаменованно возвращением Магмы к полноценной творческой и концертной деятельности. Группа записала ряд альбомов, весьма тепло встреченных и критиками, и публикой. Появились также и новые группы, исповедующие как французскую, так и японскую школы цойла, среди которых такие авторитетные коллективы, как Runaway Totem, Universal Totem Orchestra, Demi Semi Quaver и др.
Группы
Abus Dangereux Anamorphose (Belgium) Archaia Bondage Fruit (Japan) Christian Vander Cruciferius Demi Semi Quaver (Japan) Dun Eider Stellaire Eskaton Francois Thollot Happy Family (Japan) Honeyelk Jannick Top Jean-Philippe Goude Kalutaliksuak (Russia) Koenji Hyakkei (Japan) Korekyojin (Japan) Kultivator (Sweden) Lagger blues machine (Belgium) Laurent Thibault Magma Noa Nyl One Shot Paga Group Pascal Duffard Patrick Gauthier Potemkine Pseu Ruins (Japan) Runaway Totem Shub-Niggurath Super Freego Teddy Lasry & CIaude Perraudin Univeria Zekt UniversaI Totem Uppsala Weidorie Xing Sa Zao |