Сёрф (сёрф-рок, сёрф-поп, англ. surf rock, surf pop, surf music) — популярная американская музыка начала 60-х годов XX века, изначально пляжная, то есть для курортников и особенно для сёрферов. Музыка преимущественно инструментальная, началом сёрфа считается оригинальный гитарный стиль Дика Дейла (англ. Dick Dale), с которого всё и началось. Первоначально базировавшийся на простых циклических мелодических рисунках, сёрф постепенно становился всё значительнее в музыкальном плане. Благодаря Дику Дэйлу и The Ventures, сёрф-рок совершенствовался и достиг определённых успехов в 60-х. Затем последовали годы сёрф-застоя, когда даже родоначальники жанра (в том числе The Beach Boys) отходили от сёрф-рока. Однако в 90-х в Америке родился стиль сёрф-ревайвл (surf-revival). Интерес к сёрф-року значительно повысился: появляются новые группы, старики сёрфа записывают новые, превосходно звучащие альбомы. Меняется стилистика музыки. Некоторые сдвиги наметились еще в 60-х, когда группа The Trashmen переключилась с традиционной сёрф-тематики (пляжи, машины, девушки) на космические темы — жизнь на других планетах, пришельцы и так далее. Именно этот элемент сёрфа охотно подхватили сразу ряд современных сёрф-групп — Man or Astro-Man?, Los Straitjackets, Shadowy man on a shadowy planet. Этот специфичный инструментальный стиль широко популярен в узких кругах поклонников. Подчас этим объясняется и то, что стиль в 1960-х практически не выходил за пределы штата Калифорния. Также сёрф считался чисто американской музыкой, хотя известна английская сёрф-команда The Surfin’ Lungs[ru]. Сёрф условно можно разделить на несколько жанров — это и сёрф-рок, классик-сёрф, и хоррор-сёрф, трэш-сёрф, электроник-сёрф, и прочие комбинации. Одни полагают, что сёрф немыслим без саксофона, другие не представляют его без выкрученной на максимум ручки ревербератора. Но это в первую очередь, гитарная музыка. Однако не каждый гитарный инструментал является сёрфом. Сёрф посвящён темам моря, волн и солнечного пляжа. На гитаре воссоздаётся шум моря — характерные стаккато «в никуда» и «из ниоткуда» а ля Дик Дейл известны очень многим. Эффект движения, помимо стаккато, создается также при помощи гармонии — трек начинается с какого-либо аккорда, и после нескольких проигрышей как будто возвращается к началу. Такие «прыжки» создают ощущение волн. В 90-х годах сёрф снова стал популярен, причем эта популярность грозила затмить популярность сёрфа 60-х. Многочисленные группы прорвались на инди-сцену, что дало сёрфу более широкую аудиторию. Так, группа Man or Astro-Man? считается значительным явлением также и в инди-кругах. Группа придерживается классических сёрф-канонов в музыке, однако часто экспериментирует с лирикой. Музыка группы, по существу инструментальная, периодически включает вкрапления в виде речитативов и куплетов о жизни Космоса, магии внеземных цивилизаций. Существенное влияние на популярность сёрфа оказал фильм 1994 года Криминальное чтиво режиссёра Квентина Тарантино. Сюжет фильма к сёрфу не имел никакого отношения, однако режиссёр вставил в фильм несколько сёрф-шлягеров. Во многом благодаря этим песням Тарантино был признан мастером подбора гамоничного звукового ряда к своим творениям. В фильм вошли композиции: Misirlou — Dick Dale, Bustin Surfboards — The Tornadoes, Bullwinkle Part II — The Centurians, Comanche — The Revels. Абсолютным хитом стала композиция Surf Rider в исполнении группы The Lively Ones (оригинал композиции был записан группой The Ventures), которая играет на последних минутах картины и титрах. Все мелодии, взятые Тарантино, родом из 60-х и являются абсолютными хитами в сёрф-мире. Последнее время популярность сёрфа снова стала уделом узких кругов, хотя большинство групп, блеснувших в 90-х, продолжают выступать. Самой основной гармонией музыки сёрф можно назвать следующую гармонию: Am Am Dm Am Em Dm Am, схожую с классической блюзовой гармонией, однако в сёрфе больше, как правило, минорных аккордов. |