Симфонический рок (англ. Symphonic rock, Symphonic Prog) — стиль рок-музыки, поджанр прогрессивного рока. Термин был предложен для обозначения прогрессивных групп, более всего сориентированных на академический подход к музыке, в отличие от экспериментальных и психоделических коллективов. Не существует четкой границы между такими направлениями, как симфонический рок, арт-рок и спейс-рок. Многие группы сочетали эти жанры даже в пределах одного альбома. Кроме того, к симфоническому року можно отнести и представителей так называемого «тяжелого прогрессива» (например, Rush) и прогрессивного фолка (например, Jethro Tull). Симфонический рок характеризуется сочетанием прогрессивного рока и классической музыкальной традиции. Это может проявляться либо в обращении к произведениям мировой классики (от простого цитирования некоторых фрагментов до интерпретации целых произведений), либо в использовании традиций классической симфонической музыки в композиции и аранжировке оригинальных произведений. Кроме того, в симфоническом роке часто к исполнению привлекаются академические составы (от малых ансамблей до симфонических оркестров), классические инструменты (струнные, деревянные духовые, перкуссия, ксилофон и так далее), а также различные клавишные инструменты и синтезаторы. При этом к симфоническому року не стоит причислять записи, представляющие собой так называемую рок-обработку классики, а также исполнение знаменитых композиций рок-музыки симфоническими оркестрами или любыми другими составами. Характерные особенности - Структурно сложные композиции, нетривиальные гармонии, обилие ритмических переходов. - Эпичность, концептуальность. - Богатый, плотный звук. - Использование аналоговых клавишных и прочих живых инструментов (флейта, саксофон, струнные, ксилофон и т. д.). - Виртуозное исполнение. - Второстепенная роль вокала, иногда — только инструментальная музыка. - Преимущественно высокий чистый вокал, многоголосие. - Цитирование европейской симфонической классики, нередко — джазовые вставки и фольклорные мотивы. - Эмоциональность соседствующая с отстраненностью. Первые попытки сочетания рока и академической музыки были предприняты ещё в середине 1960-х, прежде всего, в форме так называемого барокко-рока. Наиболее яркими образцами можно назвать Yesterday и Eleanor Rigby группы The Beatles и As Tears Go By группы The Rolling Stones. Эти песни отличало использование струнных в барочной аранжировке. Чуть позже была записана песня A Whiter Shade of Pale группы Procol Harum, которую теперь принято считать первым случаем цитирования классических произведений в рок-музыке. В 1967 году был записан альбом The Thoughts of Emerlist Davjack группы The Nice, который принято считать первым (или одним из первых) прогрессивных альбомов в истории. Идеи барокко-рока получили свое развитие в США в творчестве более тяжелых групп, таких как Vanilla Fudge, Iron Butterfly и обитавших в то время за океаном британских Deep Purple времен первого состава. Deep Purple, в частности, записали один из первых рок концертов с участием сифонического оркестра. Однако, большинство групп этого направления в конечном итоге пришли к более прямолинейной музыке, оказавшись в числе ведущих исполнителей хард-рока. В итоге, первыми образцами окончательно сформировавшегося симфонического рока принято считать дебютные альбомы групп King Crimson, Emerson, Lake & Palmer, Yes и некоторых других. В начале 1970-х симфонический рок стал одним из самых востребованных жанров рок-музыки, что привело к появлению многочисленных групп-последователей пионеров симфо-рока. Дань этому направлению отдали даже некоторые коммерческие музыканты, например, Элтон Джон, записавший свой самый лучший по признанию критиков альбом Goodbye Yellow Brick Road. Однако к середине 1970-х интерес публики к прогрессивному року стал ощутимо снижаться. Этому способствовали две негативные тенденции в развитии симфонического рока, набравших силу к тому времени. С одной стороны, признанные корифеи жанра проявляли склонность к все большему усложнению музыкального материала, теряя чувство меры и, как следствие, значительную часть слушателей. С другой стороны, большинство новых групп предпочитало следовать уже обкатанным моделям, подражая одному из трех китов симфо-рока — Yes, Genesis или ELP, что явно свидетельствовало о том, что все свежие идеи уже исчерпаны. К началу 1980-х симфонический рок практически перестал существовать, не выдержав конкуренции с утрированно примитивными направлениями поп и рок музыки (диско и панк-рок). Ведущие представители жанра либо прекратили деятельность, либо перешли к выпуску более коммерческой музыки. Неанглоязычный симфо-прог развивался по своим законам, в большинстве случаев отставая по времени от мэйнстрима жанра. Тем не менее, локальные сцены симфонического рока подарили миру не одну жемчужину, демонстрируя самобытность и оригинальность подхода. К сожалению, долгое время эти шедевры симфо-рока оставались достоянием только локальной публики. На общем фоне выделяются следующие национальные сцены симфо-рока: Итальянская. Франкоязычная (Франция/Канада). Германская. Голландская. Японская. К середине 1980-х в Британии возникает движение, названное Нео-прогрессивом и представленное прежде всего такими группами, как IQ и Marillion. Это были коллективы, которые пытались продолжить путь симфо-прогрессива с того момента, на котором остановились титаны жанра в середине 1970-х. Основным ориентиром для них была группа Genesis периода расцвета. Волна пошла на убыль к концу 1980-х. После почти десятилетия относительного затишья, симфонический рок снова оказался в моде к концу тысячелетия. Это было связано с появлением прог-ориентированных лейблов (например, Muse), развитием Интернета, а также с активизацией локальных прог-сцен (Швеция, Финляндия, Германия и др.). Несмотря на осовремененность и утяжеление саунда, новая волна Нео-прогрессива оказалась намного ближе к классическому симфо-прогу за счет некоммерческого звучания.
Исполнители
Мировая сцена классической эпохи (1969—1979 гг.) Area (Италия) Atmosphere (Израиль) Bacamarte (Бразилия) Bachdenkel Banzai (Бельгия) Beggar's Opera Bubu (Аргентина) Cathedral Camel Druid Earth and Fire (Holland) Ekseption (Holland) Electric Light Orchestra Emerson, Lake & Palmer The Enid Esperanto Family Finch (Netherlands) Focus (Holland) Genesis Gentle Giant Gnidrolog Happy the Man (USA) Jonesy Jethro Tull Kaipa(Sweden) King Crimson Klockwerk Orange (Austria) Lady Lake (Holland) Mike OIdfield Nektar Northwind (USA) Pentwater (USA) Pink Mice Renaissance Rick Wakeman Rush Sebastian Hardie (Australia) Sky Starcastle The Nice UK Van der Graaf Generator Welcome (Switzerland) Windchase (Australia) Yes Yezda Ufra Франкоязычная симфо-проговая сцена Agape (Canada) Alice Ange Aphelandra Arachnoid Asia Minor Atoll Carpe Diem Chene noir Chico Magnetic Band Clearlight Flamen Dialis Halloween Harmonium (Canada) Horrific child Hydravion L'orient d'O (Canada) Mahjun Maneige (Canada) Mona Lisa Morse Code (Canada) Nil Octobre Ophiucus Pentacle Pollen Pulsar Rahmann Rhesus O Sandrose Shylock Skryvania Subversion Tai Phong Total Issue Troisieme rive Германская симфо-проговая сцена 2066 and Then Abacus Analogy Anyone`s Daughter Birth Control Eloy Epidaurus Faithful Breath Frame Frumpy Grobschnitt Ikarus Jane Kin Ping Meh Night Sun Novalis Ramses Sahara Triumvirat Wallenstein Zomby Woof Прочие исполнители Yonin-Bayashi (Japan) Shingetsu (Japan) Mahoujin (Japan) Muse ESSE Trans-Siberian Orchestra Автограф Маленькие трагедии Мир Огня Symfomania |