Рага Рок — термин, появившийся во второй половине 60-х годов и призванный обобщить первые результаты экспериментального синтеза рок-музыки и индийской музыкальной культуры. Впоследствии он стал использоваться и в отношении индийских исполнителей, использующих в своем творчестве элементы современной западной музыки. Возникновение термина в 60-х годах было связано, прежде всего, со стремительным ростом популярности на Западе индийских исполнителей — таких, как Рави Шанкар и Али Акбар Хан (Ali Akbar Khan) Первыми известными поп- и рок-группами, использовавшими индийские влияния в своем творчестве, были The Beatles (альбом Revolver) и Traffic (альбом Mr Fantasy), а также The Kinks, The Yardbirds и The Rolling Stones. Для раннего рага-рока были характерны ритмическая цикличность, специфические звуковые орнаменты (gamaka), использование экзотических музыкальных рисунков и аранжировок, а также продолжительные импровизации, рассчитанные на достижение гипнотического эффекта. Впоследствии влияние рага-рока проникло в творчество фолк-групп (Quintessence, Fit & Limo, Flute & Voice), исполнителей прогрессивного рока (Mahavishnu Orchestra, Джон МакЛафлин), а также краут-рока (Popol Vuh). Ключевыми пластинками жанра ресурс Prog Archives называет «Natural Elements» (Shakti & John McLaughlin, 1977), «Magic Carpet» (Magic Carpet, 1972) и «Crawling To Lhasa» (Сalacakra, 1972). К началу 90-х годов ХХ века термин утратил специфичность и сейчас используется в самом широком смысле — по отношению к любым разновидностям рок- и поп-музыки, содержащей в себе элементы, мотивы, аранжировки, так или иначе связанные с южноазиатскими музыкальными традициями. |