Прото-блэк-метал
Прото-блэк (англ. Proto-Black metal) или классический блэк (хотя классическим часто называют true- и raw-black-metal) — блэк-метал в его изначальном виде, ещё не отделившийся до конца от трэш-, или хеви-метала (как это было с группой Mercyful Fate). Бласт-бит прослеживается далеко не во всех композициях. Вокал, за исключением группы Bathory, не слишком высокий. Последователи данного направления, к примеру, американские группы Acheron или Absu также помимо трэш-составляющей использовали более современные элементы дет-метала. В настоящее время почти не встречается.
Тру-блэк-метал
Тру-блэк (англ. true black metal — «правильный», «истинный блэк-метал») — самое радикальное, «чистое» направление блэка. Идеологически правильными в тру-блэке можно считать тексты на такие темы как антихристианство, нигилизм, сатанизм, дьяволопоклонничество, люциферианство, оккультизм. Главное в тру-блэке — тематика песен, и лишь потом — музыкальная составляющая, поэтому музыка, как правило, отличается простотой, порой — даже экстремальным примитивизмом, хотя встречаются и группы с высоким исполнительским мастерством, играющие тру-блэк с довольно сложной структурой. Условным подвидом тру-блэка является raw black metal (англ. raw — сырой), где композиции записаны одной дорожкой без потоков, в крайне низком качестве.
True и raw black metal — это блэк с «сырым», грязным звучанием, в идеологическом смысле отличающийся предельным радикализмом и нетерпимым отношением ко всему, на грани экстремизма. Особым почитанием у поклонников жанра пользуются представители стиля с резко антиобщественной репутацией: погромы, осквернения религиозных святынь, поджоги церквей, тюремные заключения, а порой и даже убийства.
Считается, что слово «true» («истинный») в среде поклонников блэк-метала используется как характеристика идеологической направленности группы, то есть группа, не придерживающаяся идеологии блэк-метала, считается «не истинной», отошедшей от канонов жанра — «не тру». Следует отметить, что словосочетание «не тру» (not true) довольно часто используется и в ироничном, насмешливом смысле, в различных контекстах.
Мелодик-блэк-метал
Мелодик-блэк-метал — группы, играющие в этом стиле, характеризуются привычными для жанра вокалом (скримингом, реже гроулингом) и бласт-битом. Тем не менее, звучание отличается от традиционного, прежде всего за счет меньшего использования дисторшна (в том числе встречаются чистые гитарные соло), усложнённой структуры (например, чередования быстрых и медленных частей). Некоторые группы по музыке и тематике песен (вампиризм) близки симфо-блэку и даже готик-металу.
Симфо-блэк-метал
Симфо-блэк-метал — разновидность блэка, для которой характерно широкое использование клавишных, эмбиентных пассажей, иногда оркестровых аранжировок и женского вокала, при сохранении достаточной агрессивности звучания. Часто у таких исполнителей наблюдается индифферентное отношение к традиционной блэк-идеологии. Группы, играющие в этом стиле, обычно коммерчески наиболее успешны. На сегодняшний день самая известная симфо-блэк-метал группа — это норвежская группа Dimmu Borgir. От блэка остались тремоло, частые бласт-биты, дисторшированные гитары, настроенные под монотонное «жужжание» (впрочем, далеко не всегда). В качестве вокала используется в основном скриминг или гроулинг, но может использоваться и чистый вокал (Dimmu Borgir, Shade Empire (третий альбом)).
Основоположниками данного стиля принято считать группы Arcturus и Emperor.
Симфоник-блэк часто путают с мелодик-блэком и наоборот. Тем не менее в симфоник-блэк-метале применяется большее число разнообразных классических музыкальных инструментов (живых и синтезированных), в том числе симфонических, в то время как в мелодик-блэке наблюдается лишь ярко выраженная мелодичность композиций, по-прежнему исполняемых на электрогитарах и ударных в традиционном для экстремального метала ключе. Многие группы сочетают особенности обоих жанров, например поздние Dimmu Borgir, Rotting Christ и т.д.
Пейган-метал
Пейган-метал (англ. pagan metal), или паган-блэк, также пейган-блэк-метал (англ. Pagan Black metal)) — отличается преобладанием элементов неоязычества и родноверия в идеологических убеждениях исполнителей. Для пейган-блэка характерно отсутствие сатанинской идеологии при сохранении враждебного отношения к христианству. Наибольшее внимание уделяется мифологии, фольклору и верованиям древних народов, главным образом, скандинавского происхождения (однако бывают исключения из восточноевропейских и даже азиатских стран). Языческая тематика часто оказывает влияние и на музыку, привнося в неё элементы фолка. Многие представители pagan black metal близки к NSBM, в частности их роднит наличие в текстах элементов расизма или антисемитизма. Одним из главных идеологов языческого блэк-метала, основанного на скандинавской мифологии, является Варг Викернес (Burzum).
Викинг-метал
Ви́кинг-ме́тал (англ. viking metal) — разновидность метала, появившаяся в конце 1980-х гг., на формирование которой повлиял как блэк-метал, так и дэт-метал, пауэр-метал, трэш-метал и некоторые другие жанры. В последнее время данное направление чаще отождествляют с блэк-металом, либо, в случае явного преобладания элементов пауэр-метала и фолка, с т. н. кельтским металом. Идеологически и музыкально викинг-метал во многом перекликается с пейган-металом (языческим металом). Сам термин викинг-метал в большей мере используется для описания лирических элементов в текстах песен, нежели для классификации самой музыки. Критерием, по которому можно выделить исполнителей в данном стиле, является выраженное почитание языческой германской культуры, а также истории и культуры викингов. Творчество коллективов, исполняющих подобную музыку, как правило, описывает скандинавский эпос, тексты песен пишутся на древних языках (древнеисландский, шведский, финский и другие). В самой музыке нередко наблюдается сильное влияние фолка (особый мелодизм, аутентичные музыкальные инструменты). Блэк-разновидность викинг-метала характеризуется идеологической близостью с пейган-блэком (языческим блэк-металом), то есть агрессивным отношением к христианству, без присущей классическому блэку сатанинской идеологии.
Депрессивно-суицидальный блэк-метал
Депрессивный блэк-метал (англ. depressive black metal), также известен как suicidal black metal, или depressive suicidal black metal (DSBM) — довольно распространённое течение в блэк-метале, отличающееся особой длиной и зацикленной структурой композиций, монотонностью, «жужжащими» гитарами, иногда — «акцентирующими» клавишными. Часто встречаются достаточно мелодичные гитарные переборы. Для некоторых исполнителей характерен быстрый темп и надрывная манера исполнения (Abyssic Hate, Nyktalgia, Silencer, Malvery), для других, наоборот, невысокий темп и общая гипнотическая атмосфера (Xasthur, Coldworld, Defaillance, Veil). Основной тип вокала — шрик (от англ. to shriek — «пронзительно кричать, вопить»). Вокалисты с помощью воя акцентируют внимание на концовке такта. Гитарных соло обычно нет. Барабаны звучат медленно и апатично, а в некоторых композициях даже отсутствуют. Бласт-бит почти не применяется, используется лишь немногими исполнителями и крайне редко — в наиболее кульминационные моменты. Тематика текстов — тоска, апатия, одиночество, депрессия, отчаяние, самоубийство, ненависть, безумие, сумасшествие. Помимо перечисленного, иногда сохраняется присущая традиционному блэку идеология (сатанизм, антихристианство), но в меньшей степени.
Blackened Doom Metal
DSBM часто перекликается с блэк/думом (англ. Black/doom), комбинирующим дум-метал и блэк-метал. Примерами блэк/дума являются группы Forgotten Tomb и Woods of Ypres.
Атмосферик-блэк-метал
Влиятельным альбомом жанра является Hvis lyset tar oss (Burzum), выделившийся своим особенным, отличным от стандартных блэк-металических альбомов звучанием за счёт преобладания атмосферных клавишных, создающих депрессивное настроение.
В атмосферном блэке часто применяются синтезаторы и классические инструменты для придания мелодии или фонового сопровождения электрогитар. Темп меняется от медленного до среднего, с редкими вставками бласт-битов, при этом нет резких переходов, музыка развивается плавно. Тематикой текстов в основном является северная природа (леса и горы), а также мифология, фольклор, личный самоанализ и фэнтези (например, Summoning, посвящённый творчеству Толкина и, в меньшей степени, Муркока).
Эмбиент-блэк-метал
Обычно между атмосферик- и эмбиент-блэк-металом не делают различий. Тем не менее, последний часто путают с блэк-эмбиентом (поджанром дарк-эмбиента), поскольку к этому направлению относят эмбиентные сайд-проекты блэк-метал-музыкантов, как напрмер Moëvöt. В качестве исполнителей эмбиент-блэка чаще называют Wolves in the Throne Room, Darkspace, Paysage D'Hiver, Striborg.
Индастриал-блэк-метал
С начала 21 века определённые представители блэк-метал-сцены начинают внедрять в свою музыку элементы индастриала. Группа Mysticum, сформированная в 1991 году, была первой из этих групп. Норвежские Dødheimsgard, Thorns, а также французская группа Blut Aus Nord стали известны как индастриал-блэк-исполнители. К другим представителям данного направления относят группы Samael, The Axis of Perdition, Aborym, ...And Oceans. Кроме них, группы The Kovenant, Mortiis и Ulver появились на норвежской блэк-метал-сцене, но позже стали экспериментировать с индастриал-музыкой.
Пост-блэк-метал
Пост-блэк-метал (англ. post-black metal) — возникший в середине 1990-х годов подвид блэка. Характеризуется усложнением структуры композиций, полифоническим звучанием, эклектичностью, добавлением элементов классической музыки, джаза, авангарда, индастриала (в этом плане пост-блэк пересекается с индастриал-блэком), трип-хопа и электронной музыки. Партии всех инструментов гораздо разнообразнее, чем в традиционном блэк-метале, построение композиций более сложное и замысловатое. Многие группы, играющие в этом стиле, часто называют авангардным блэк-металом (англ. avant-garde black metal).
Blackgaze
Поджанр Blackgaze появился в начале 21 века и в последнее время набирает популярность. Исполнители внедряют в эстетику атмосферного и депрессивного блэка элементы неметаллических жанров шугейзинг и пост-рок.[36]
Блэк-дэт-метал
Этот поджанр, также называемый blackened death metal, является пограничным между блэком и детом. В такой музыке сочетается атмосферное, мрачное, и даже эпичное звучание блэк-метала и тяжесть, техничность, скорость и агрессия дет-метала. Как правило, имеет тематику, традиционную для основной массы блэк-метала. Большое влияние на поджанр оказали группы Sarcófago, Blasphemy, Beherit и Impaled Nazarene. С середины 1990-х блэк/дэт стали исполнять и развивать такие группы, как Belphegor, Behemoth, Akercocke, Zyklon, Sacramentum.