AOR (расшифровывается как Album-oriented Rock — «рок, ориентированный на альбомы») — формат мэйнстримовских американских FM-радиостанций с упором на трэки альбомных рок-исполнителей. Одной из первых AOR-групп была (и есть) «Journey», поменявшие своё джаз-рок звучание на радио формат. Стандартами в звучание AOR’a являются: доступные хуки, риффовая музыка, мелодичные баллады и обязательный высокий красивый голос солиста. Из-за шаткого баланса составляющих формата AOR, всегда было трудно установить, что же это всё-таки такое. К примеру, пуристы рассматривают группы «Kansas», «Styx» и «Magnum», как помп-роковые сущности. Другие же видят в «Foreigner» и «Toto» либо оголтелых рокеров (на ранней стадии их карьеры так оно и было), либо окопавшихся в хит-парадах мастеров баллад, которыми и те и другие стали впоследствии. В любом случае, эти пять групп наглядно представляют собой сцену AOR’a. В 1980-х и 90-х размывание границ формата продолжилось. Такие группы как «Harem Scarem» и «Winger» дополнили изначальную схему AOR’a более сложными ритмическими рисунками (альбом «Mood Swings» первых) и музыкальной утончённостью («Pull Winger» вторых). «Bon Jovi», «Def Leppard» и «Europe» в 90-х стали гигантами жанра, и даже рынок мэйнстрима попал под их обаяние. Зачастую термин AOR используется как устоявшийся, всеми понятный ярлык. Так как же отличить AOR от не-AOR’a? Если песня сама по себе добрая и красивая, с непомерно пафосными клавишными и текстом про обречённую любовь, то велика вероятность, что это AOR. Большинство лучших AOR-альбомов вышло в 80-е, для мелодик-рока и AOR’a 80-е были золотым веком, среди них такие стандарты как — «Recless» Брайана Адамса, «Living In Oz» Рика Спрингфилда, «Hi Infidelity» группы «REO Speedwagon», «Heart» группы «Heart» и «Everebody’s Crazy» Майкла Болтона. Лучшую свою музыку, группы «Journey», «Foreigner», «Toto» и «The Babys» сочинили в 80-х. Появлялись также и новые группы, которые пожинали неплохие плоды и давали надежды на успешное будущее AOR’a. И вскоре уже такие команды, как «REO Speedwagon», «Heart», «Dokken», «Mr.Mister», «House of Lords», «Bad English», «Great White», «Saga», «Loverboy», «Y&T», «Dan Reed Network», «Stryper» и «Legs Diamond», либо выпустили хиты и купались в лучах популярности, либо вели себя так, будто это вот-вот случится. На какое-то время даже Великобритания обзавелась собственной AOR-сценой и группы «FM», «Strangeways», «Tobruk», «Heavy Pettin», «Airrace», «Shy», «Alaska», «Terroplane», «Grand Prix», «Lionheart» и Робин Джордж вполне подавали надежды. Увы, они не оправдались. По мере того как 80-е близились к завершению, и повсюду распространялось влияние MTV, границы между жанрами стали стираться и многие так называемые «хаир-метал команды» также попали под определение AOR. Зачастую более озабоченные имиджем и лучше умеющие заинтересовать прессу, такие группы как «Bon Jovi», «Def Leppard», «Motley Crue», «Poison», «Cinderella», «Winger», «Ratt», «White Lion» и «Warrant», выстраивали свой репертуар на песнях с мелодичной основой и запоминающимися припевами. Немало сумятицы вносил и тот факт, что Брайан Адамс, «Def Leppard», «Europe», «Bon Jovi», «Extreme», «Mr Big» и Ричард Маркс начали массировано атаковать британский и американский хит-парады. И к 90-м стало казаться, что позиции AOR’a просто неуязвимы, а его самые выдающиеся представители примеряли на себя статус суперзвёзд. С наступлением 90-х, популярность AORа резко пошла на спад. Джейни Лейн рассказывал, как, зайдя в офис своего рекорд-лейбла, на месте постера своей команды «Warrant» увидел фото группы «Alice in Chains». «Slaughter», из группы вызывавшей всеобщий интерес, превратились в «ноль», и когда они приехали в офис одного из британских музыкальных изданий, чтобы дать интервью, их просто попросили уйти. Принявшие вызов «Bon Jovi» записали альбом «Keep the Faith», а «Def Leppard» выпустили донельзя противоречивый «Slang». Многие AOR команды совершили «самоубийство», сменив музыкальный стиль на гранж. Рок-журналисты объявили настоящую «охоту за ведьмами», в девяностых мелодик-року пришлось нелегко. Но несмотря ни на что, превосходные, настоящие, мелодичные альбомы появлялись и в этом десятилетии, только теперь на уровне «андеграунда». Такие группы, как «Crown of Thorns», «Hugo», «Von Groove», «Ten», «Heartland», «Shotgun Symphony» и «Bone Machine» не давали пламени погаснуть, но их альбомы выходили, как правило, не на крупных, а на независимых лейблах, вроде Escape Music и ныне приказавшем долго жить Now & Then Records.
Лучшие альбомы семидесятых
The Grand Illusion — Styx Evolution — Journey Boston — Boston Leftoverture — Kansas Violation — Starz Foreigner — Foreigner Broken Heart — The Babys Toto — Toto Sinful — Angel Survivor — Survivor
Лучшие альбомы восьмидесятых
Raised On Radio — Journey Slippery When Wet — Bon Jovi Hysteria — Def Leppard 4 — Foreigner The Final Countdown — Europe Everybody’s Crazy — Michael Bolton Paradise Theater — Styx Toto IV — Toto Hi Infidelity — REO Speedwagon Indiscreet — FM
Лучшие альбомы девяностых
For the Love of Strange Medicine — Steve Perry Crown of Thorns — Crown of Thorns Walk On — Boston Damn Yankees — Damn Yankees Adrenalize — Def Leppard Prisoners of Paradise — Europe Mood Swings — Harem Scarem Trial By Fire — Journey Unruly Child — Unruly Child In the Heart of the Young — Winger |