В конце ноября Россию посетил норвежец Александр Рыбак, ставший
победитель последнего "Евровидения". В столице программа у Рыбака была
более чем насыщенной: две пресс-конференции, несколько концертов,
различные презентации, интервью и прочее. Стоит отметить, что это один
из редких случаев, когда после победы на музыкальном конкурсе интерес к
певцу остается огромным. Да, он по-прежнему не очень известен в странах
– законодателях музыкальной моды. Однако Александр невероятно популярен
в Скандинавии и очень востребован в славянских государствах, и этого,
кстати, вполне достаточно, чтобы быть успешным и богатым. Конкурс песни «Евровидения» – никакой не «чемпионат Европы по музыке»,
как его иногда представляют. Он имеет самое минимальное влияние на
мировую музыку
и расклады популярности. Та же Британия из года в год посылала на него
второсортных, чуть ли не самодеятельных исполнителей, а
песни-победители, вдруг ставшие общеевропейскими хитами, по-прежнему
проходят по ведомству исключений из правила. Тем не менее в
«немузыкальных» странах популярность «Евровидения» высока, и самые
умные продюсеры давно научились превращать три – четыре недели
обильного и бесплатного пиара в стартовую площадку для выведения своего
артиста, например, в следующую ценовую категорию. Несмотря на низкий
уровень конкурсных песен, преобладание среди участников откровенных
фриков и эстрадно-самодеятельную направленность «Евровидения», это
мероприятие является реальной возможностью заявить о том, что в Греции
или Словакии тоже есть поп-музыка. Перед каждым «Евровидением» газеты
на полном серьезе обсуждают шансы на успех албанских или македонских
участников – понятно, что в остальное время года состояние эстрады этих
стран никого не волнует. В России за 15 лет участия страны в конкурсе
вокруг него сложился нездоровый ажиотаж, который вопреки ожиданиям не
снизился даже после долгожданной прошлогодней победы Димы Билана.
Поэтому, по большому счету, абсолютно неважно, как ты выступишь и какое
место займешь: уровень популярности артиста повышается, даже если перед
конкурсом и после его беспрестанно ругают. Любой российский участник
«Евровидения» после финала может отправляться в гастрольный тур и
выпускать альбом – продажи билетов и носителей приятно удивят, даже
если на самом конкурсе он займет место во втором десятке. Впрочем,
смекалки воспользоваться этой опцией хватило не всем – некоторые
распорядились полученным паблисити совсем не по-хозяйски. В
1994-м нам было не совсем понятно, что такое «Евровидение», с чем его
едят и какие дивиденды можно получить с участия. Первой посланницей
России стала Мария Кац, выступавшая под псевдонимом Юдифь с песней
«Вечный странник». Она заняла вполне достойное для дебютантки девятое
место, встреченное в стране с некоторым недоумением. «Евровидение» дало
Маше Кац некоторую известность в России, однако популярной артисткой
она не стала, исполняя слишком некоммерческий репертуар. Сейчас Мария
известна в первую очередь как педагог по вокалу. В утешение можно
сказать, что и имена победителей того года вспомнить без справочника
невозможно – это ирландцы Пол Харрингтон и Чарли Макгеттиган. В
1995 году наши подогнали на конкурс тяжелую артиллерию в лице Филиппа
Киркорова, который, правда, тогда еще не считался российской
суперзвездой. Послать известного артиста додумались, а снабдить его
англоязычной и «евростандартной» песней – нет. В результате Филипп со
своей «Колыбельной вулкану» до сих пор удерживает антирекорд русского
участия в «Евровидении» – 17-е место. Его авторитет внутри страны после
этого фиаско ненадолго пошатнулся, но в долгосрочной перспективе опыт
участия в конкурсе принес Киркорову неожиданные результаты: он стал
таким фанатом «Евровидения», что в разных качествах (продюсера,
композитора, телекомментатора) приезжает на фестиваль каждый год.
Получая от этого не только удовольствие, но и пиар. К слову,
победителя-95, норвежскую группу Secret Garden, забыли через пару дней
после конкурса. В 1996 году российский национальный отбор на
«Евровидение» выиграл Андрей Косинский, которого на финал в Осло решили
не посылать, – не хватило именно внутреннего веса и авторитета.
Косинский так и не сделал карьеры в качестве сольного исполнителя, но
сотрудничает с рядом звезд в качестве автора песен. На
следующий год на «Евровидение» отправили наше национальное достояние –
Аллу Пугачеву, которая заняла 15-е место. Это был жесткий урок –
оказалось, что голосующим европейцам абсолютно плевать на вечные
российские ценности. Алла Борисовна просто не понимала, куда попала –
все обкатанные на своих приемы не сработали на этом странном конкурсе
со своими стандартами и традициями. Хотя пугачевская песня «Примадонна»
и не была шедевром, многие россияне почувствовали себя униженными,
наблюдая за тем, с каким скрипом в ходе голосования АБП набрала жалкие
33 балла. Псевдопатриоты обзывали организаторов конкурса нехорошими
словами и долго стенали, что Пугачева все равно лучшая. Более разумные
люди констатировали, что идея с отправкой Аллы была ошибочной. На
внутрироссийской популярности певицы поездка на «Евровидение» не
отразилась – о ней лишний раз стараются не вспоминать, хотя после
конкурса Алла Борисовна получила практически официальное звание
Примадонны. А победила в том году британская группа Katrina & The
Waves, чей стаж на эстраде совсем ненамного уступал пугачевскому. На
то, чтобы учесть и исправить ошибки, ушло два пропущенных нами
конкурса. Триумфальное (без шуток) возвращение России на «Евровидение»
случилось в 2000 году. На конкурс была командирована дочка нефтяного
магната Ралифа СафинаАлсу с прекрасным английским произношением и милой
и непритязательной песенкой «Solo». Алсу обаяла Европу, но еще сильнее
ее обаяли престарелые датские братья Ольсены – мы заняли второе место.
Ольсенов и их сомнительную сексуальную ориентацию еще некоторое время
склоняли в России, после чего братья были забыты навсегда. А Алсу
извлекла из своего «серебра» массу пользы – любить ее, «засуженную»,
стали у нас еще сильнее, она вошла в когорту звезд первой величины,
подписала контракт на выпуск англоязычного альбома и уехала работать с
лучшими западными продюсерами. «Европейский» диск получился вполне
сильным – что называется, не хуже, чем у других. Для того чтобы стать
звездой мирового уровня, Алсу не хватило пиара и продюсерских усилий –
надо было проявить больше настойчивости в продвижении диска. Для
девушки же в какой-то момент музыка отошла на второй план – она вышла
замуж, родила двоих детей, и сейчас ее сложно отнести к постоянно
действующим творческим единицам. Тем не менее в России ее по-прежнему
помнят, любят, приглашают вести «Евровидение» и участвовать в
презентации эмблемы сочинской Олимпиады. В 2001 году от России
поехал «Мумий Тролль» – к этому времени мечты выиграть конкурс
приобрели у наших национальных отборщиков осязаемые черты идеи фикс,
поэтому Первый канал явно имел в виду успешное выступление латышей из
Brainstorm и поторопился послать их условный российский аналог.
Неудачная песня "Lady Alpine Blue” и попавший не в свою тарелку Илья
Лагутенко позволили России занять только 12-е место. Многочисленные
русские поклонники «МТ» отнеслись к евроавантюре кумиров как к курьезу;
«тролли», как полагается, поделали хорошую мину при плохой игре,
рассказывая о том, что выступлением в Копенгагене смогли заинтересовать
неких европейских промоутеров – никаких зримых доказательств этого
интереса так и не появилось, а дальнейшие локальные зарубежные успехи
Лагутенко и Ко не имели отношения к их участию в «Евровидении». В
2002 году Россию представлял невнятный «Премьер-министр», занявший
десятое место. Тогда перед конкурсом был запущен слух о том, что мы
«точновыиграем , потому что всё уже куплено». Несмотря на
невразумительность песни "Nothern Girl” и фантастичность сценария
«покупки» первого места на «Евровидении», слух оказался очень живуч –
«Премьер-министр» вообще по полной программе использовал предконкурсный
ажиотаж и набрал много вистов в России и постсоветских странах.
Возможно, этот всплеск популярности и способствовал дальнейшей
карьерной загогулине «премьер-министров»: уверовав в свою звездность,
музыканты поссорились с продюсером, были в полном составе уволены из
группы и лишь недавно закончили платить ему неустойку. Выиграла же в
2002-м, как утешали себя патриоты, «тоже наша» – выступавшая под
псевдонимом Мэри Н за Латвию Мария Наумова. Особенного толка из своей
победы она не извлекла. К 2003 году у нас неожиданно появились доморощенные мировые звезды – дуэт «Тату» вдоволь пошуровал в хит-парадах Великобритании
и, конечно же, был отправлен за победой на «Евровидение». Выиграть не
удалось – обожавшая Лену и Юлю Британия каким-то загадочным образом
умудрилась не дать группе ни одного балла, и «Тату» остались на третьем
месте. Выступление на конкурсе, пожалуй, помешали триумфальной карьере
дуэта. С самоуверенностью звезд они решили петь по-русски; организаторы
конкурса страшно боялись, что «татушки» выкинут в прямом эфире
какой-нибудь скандальный фортель; группа намекала, что да, выкинет, но
почему-то не приготовила никакого сценографического решения своего
номера. В результате выступление «Тату» выглядело так: две довольно
растерянные девочки бегали по сцене и пели-кричали, а камеры старались
снимать их по возможности издалека. Зрители не увидели в итоге ни
скандала (разбирательства вокруг пропавших британских голосов, пожалуй,
не в счет), ни музыки, а учитывая, что проект привлекал музыкой и
скандалами, разочарованных оказалось слишком много, что скверно
сказалось на дальнейшем продвижении «Тату». В 2004 году в
политику национального отбора вмешался фактор «Фабрики звезд» – Первый
канал стал использовать «Евровидение» для рекламы своего реалити-шоу, и
в Турцию была отправлена самая голосистая фабрикантка Юля Савичева.
Выступила она плохо – 11-е место, вялый номер, ощутимый мандраж. Может,
поэтому Савичеву стали жалеть, и ее известность в России очень
повысилась. Вскоре подоспел ее альбом, а на последующих сборниках
лучших песен Юлии конкурсная вещь "Believe Me” занимала одно из
почетных мест и вовсе уже не казалась провальной или позорной.
«Евровиденный» пиар савичевскими продюсерами был использован сполна. А
выиграла тогда украинка Руслана Лыжичко, которая пожинает плоды
стамбульского успеха «Диких танцев» уже пять лет – она продолжает
работать в том же жанре и пользуется некоторым международным успехом. В
2005-м от нас опять послали «фабрикантку» – Наталью Подольскую, которая
ничем не запомнилась и заняла 15-е место. Девушку, разумеется, много
ругали, но этим обильным антипиаром она пользоваться не стала и вообще
активной карьере певицы предпочла статус гражданской жены Владимира
Преснякова-младшего. Именно в этом качестве она сейчас наиболее
известна. А выиграла конкурс гречанка Хелена Папаризу, которая после
«Евровидения» даже заключила контракт с одним из мейджоров и выпустила
англоязычный альбом – стандартизированный и ничем не запомнившийся. В
2006 году наши послали Диму Билана, который загнал в рояль балерину и
занял второе место, уступив лишь финским хард-роковым клоунам Lordi в страшных масках. Lordi,
кстати, не пользовались особым уважением в «тяжелых» кругах: ну что с
клоунов взять? Взбаламутив металлическими риффами эстрадный конкурс,
финны получили более широкую известность, но воспользоваться ею не
смогли в связи с упертостью своей музыкальной доктрины: их
потенциальный зритель все равно обитал в хард-роковых кругах, а
облегчать свою концепцию Lordi
не хотели или не могли. Билан же, «обиженный» монстрами, в России
укрепился в статусе поп-певца № 1, повысил свою стоимость и значимость.
Не обошлось, правда, без мечтаний о международной карьере, которая
якобы непременно должна была заладиться после «Евровидения». Но и тому,
что она как-то (пока) не заладилась, никто особенно не огорчился. На
следующий год у России «кончились звезды», и на конкурс была отправлена
созданная специально под «Евровидение» группа «Серебро».
Сконструированные по победным лекалам песня и проект сумели занять
третье место. Надо ли говорить, что «Серебро» стало примером самого
рачительного использования конкурсного потенциала? Не имея ни опыта, ни
репертуара, группа сходу попала в первый эшелон поп-звезд – будущие
хиты и пока единственный альбом наращивались уже на созданный
«Евровидением» каркас. Продюсер Максим Фадеев продемонстрировал,
пожалуй, самый изящный и оптимальный по соотношению вложений и отдачи
способ запуска новой звезды. В 2008 году Россия наконец
выиграла конкурс усилиями Димы Билана, а также Евгения Плющенко и
Эдвина Мартона. Победа мало что изменила в статусе самого Билана –
скорее, предконкурсная шумиха вокруг Димы во многом обеспечила ему
успех в зрительском голосовании. В шутке о том, что Россия будет
посылать Билана до тех пор, пока ему не отдадут первое место, была
изрядная доля истины. Олимпийский чемпион по фигурному катанию, скрипка
Страдивари, маниакальная уверенность в успехе и поддержка сопредельных
стран способствовали правильному ходу голосования, несмотря на то, что
сам Билан на конкурсе выглядел не в лучшей форме. О том, как
использовал конкурсную победу чемпион-2009 Александр Рыбак, мы уже
отметили в начале текста. Россию в этом году представляла Анастасия
Приходько, на которую перед конкурсом вылили много грязи. Несмотря на
хитовый потенциал песни Константина Меладзе «Мамо», Настя заняла только
11-е место и явно вымоталась психологически. Менее ранимый человек
сейчас бы колесил по предновогодним корпоративам с той же «Мамой», а
Приходько решила отдохнуть от шоу-бизнеса, устроить семейную жизнь и
родить ребенка. Жаль, певицы с нестандартной индивидуальностью –
редкость в нашем поп-мире, и московское «Евровидение» могло неплохо
продвинуть одну из них. Ну а пока Настя ждет ребенка, а Рыбак
гастролирует по России и Норвегии и шлет по мейлу предложения о
сотрудничестве Эндрю Ллойду Уэбберу, одна из участниц
«Евровидения-2009» вытащила настоящий счастливый билет. Англичанка
Джейд Юэн (5 место) вошла в постоянный состав популярной девичьей
группы Sugarbabes , а это, при всем уважении к успехам Рыбака и Билана,
совсем другой уровень. Настоящий, мировой шоу-бизнес.