Вторая
половина 80-х годов в нашей стране - время противоречивое и, в
общем-то, смутное. Этот короткий отрезок времени, столь громогласно
начавшийся с амбициозных горбачевских реформ и столь бесславно
закончившийся едва ли не повсеместным засильем коррупции и тотальным
дефицитом товаров, подвел окончательную черту под существованием
некогда великого государства. За каких-то пять лет жизнь советского
человека изменилась кардинально: в вечерних новостях комбайны все еще
продолжали свое победное шествие по пшеничным полям, а по всей стране
активно открывались коммерческие ларьки, разные ЗАО и ООО. Еще одной
важной приметой того времени стали сеансы массового лечения
экстрасенсами, транслировавшиеся ведущими советскими телеканалами.
Увлечение советских людей подобного рода шарлатанством привело в итоге
к массовой религиозной истерии: страна стремительно сходила с ума,
зачарованно наблюдая, как на экране телевизора новоявленный Симон-волхв
изгоняет коммунистических бесов из простого русского человека,
обратившегося в истинную веру и поменявшего партбилет на животворящий
крест.
В
сущности, вторая половина 80-х были пугающей прелюдией к глобальным
потрясениям 90-х, окончательно выбивших почву из-под ног зазевавшихся
советских людей.
Но
именно в это непростое время на широкую арену выходит явление, которое
теперь принято называть «русский рок».Некогда опальные, гонимые
уродливой государственной цензурой, исполнители получают наконец доступ
к стадионам, звукозаписывающим студиям, к телевидению. Событие
беспрецедентное, особенно если учесть тот факт, что русский рок в то
время был едва ли не единственным островком здравомыслия, лекарством от
сумасшествия и одновременно надеждой на то, что все можно изменить.
Русский рок слушали, что бы добраться до старательно скрываемой правды,
что бы не забывать, что бы остаться самим собой.
Русский
рок - музыка протеста - был своего рода антидотом против официальной
советской эстрады, тогдашнего эквивалента сегодняшней попсы. О
поп-музыке вообще стоит сказать отдельно. Ведь попса - это не просто
бездушная музыка, способ «срубить бабок» и т.д., попса - это то,
посредством чего проявляет себя официальная государственная идеология.
Эстрадная/поп-музыка в советские времена была куда как опаснее,
например, песен о Ленине, ярком образце тогдашнего наивного искусства;
опаснее потому, что в поп-музыке задействованы трудноуловимые, но
крайне эффективные скрытые механизмы влияния. Советская эстрада тех лет
- те же сеансы массового гипноза, Нагорная проповедь в ритме популярных
мелодий. Идеализация Советского Союза в умах его граждан и происходила
исключительно на основании таких вот привязчивых песенок о
замечательных соседях и последней электричке. Происходит, кстати, и до
сих пор. Если в советской стране были такие замечательные песни,
которые знает и любит и нынешнее поколение, значит жизнь в то время
просто не могла быть плохой - посыл вполне понятный... Но зачем и кому
нужно внушать нам миф о Советском Союзе, ставшим со временем настоящей
Атлантидой - далекой и сказочной страной из нашего детства?
В
последние несколько лет есть острое ощущение того, что 80-е
возвращаются. Современная отечественная поп-сцена, не сумевшая создать
своего «золотого фонда» (что неудивительно: в бандитские девяностые
идеологическая машина остановила свой ход), вновь обратилась к
«классике» - к песням 60-80-х годов. Сейчас в этом даже есть какой-то
особый шик: плодить каверы на разное старье. На засилие ретро можно
было бы не обращать внимания (в конце концов, свежие вливания в музыке
- и вообще в искусстве - частенько происходят за счет культурного
наследия), если бы данное предприятие не имело столь огромного успеха.
При
этом в нашей стране нет больше русского рока, который мог бы привести
нас в чувство. Остались исполнители, но само явление кануло в лету,
даже хуже - стало частью системы, частью пресловутой официальной
идеологии. Едва ли не поголовное участие рокеров в пропагандистской
акции «Голосуй или проиграешь», устроенной Ельциным из опасений (и как
мы теперь все знаем, далеко не напрасных) проиграть своему
коллеге-коммунисту, или, смешно сказать, в череде концертов «Рок-звезды
против пиратства», навсегда подорвало доверие к этому некогда
влиятельному явлению. Музыка протеста превратилась в музыку согласия и
пропаганды |