В последние
десятилетия музыка занимает важное место в системе ценностей молодежи,
одновременно формируя и отражая различные мировоззренческие, этические и
эстетические ориентации. Сказанное относится прежде всего к массовой
музыкальной культуре, в особенности к такой ее жанровой разновидности,
как рок-музыка, которая не без основания трактуется как социомузыкальный
феномен. Именно рок-музыка выступала и продолжает выступать тем
средством, при помощи которого формируются постулаты той или иной
молодежной субкультуры.
Рок-культура включает, помимо собственно музыкальной компоненты, также
вербальную (поэтические песенные тексты, где широко представлена
молодежная сленговая лексика), поведенческую (комплекс используемых
рок-музыкантами исполнительских приемов – от темброво-артикуляционной
манеры пения до стиля сценического поведения), предметную (костюмы и
атрибутика как часть исполнительского имиджа рок-музыкантов),
социокультурную (традиционные социальные формы бытования рок-музыки –
молодежная тусовка, рок-концерт).
Можно
выделить ряд функций, присущих рок-культуре как основе формирования
молодежных субкультур:
1.
Коммуникативная. Рок-культура служит одним из средств общения молодых
людей. Даже проживая в разных городах, любители рока устанавливают
контакты – ведут переписку, обмениваются записями, совместно посещают
концерты любимых групп, находя единомышленников.
2.
Аффилиативная (группообразующая). Молодые люди зачастую объединяются по
интересам. Наглядным тому примером могут служить фан-клубы того или
иного исполнителя (рок-группы) и всевозможные неформальные молодежные
объединения.
3.
Пронологическая. У потребителей рок-культуры нередко складывается
определенный поведенческий стереотип. Создается противоречивый имидж «рок-н-ролльного
человека»: с одной стороны, рок-фанаты стремятся к интеллектуальному
совершенствованию – чтению философской и религиозной литературы,
овладению навыками игры на музыкальных инструментах. С другой, – у них
зачастую формируется гипертрофированная потребность в неограниченной
свободе, что нередко приводит к проявлениям девиантного поведения,
которое может выражаться в пьянстве, наркомании, моральной и половой
распущенности, непризнании авторитетов, конфронтации с окружающими.
4.
Компенсаторная. Углубляясь в мир иллюзий, молодые люди компенсируют
эмоциональную невыразительность собственной повседневной жизни.
5.
Рекреативно-гедонистическая. Эта функция связана с чувством
наслаждения, испытываемым рок-фанатами при прослушивании любимой музыки.
6.
Аксиологическая. В зависимости от содержания произведений рок-культура
может давать установку на добро, высокие нравственные ценности либо,
напротив, формировать такие качества, как нигилизм, цинизм,
потребительство.
7. Функция
идентификации с себе подобными. Неуверенно чувствующие себя в жизни
подростки обладают повышенной склонностью к самоотождествлению с
«сильными личностями», за коих выдают себя рок-кумиры, чей образ
заполняет пустующее «сверх-я» молодого человека. Такая поведенческая
установка зачастую приводит к потере индивидуально-личностной
определенности.
8. Функция
самореализации и самоутверждения. Данная функция может выражаться, с
одной стороны, в творческом высказывании, создании и исполнении
рок-музыки, с другой, – в ее потреблении, обладании престижными
музыкальными записями, свежей информацией о жизни и творчестве любимых
исполнителей.
9. Функция
эскапизма. Рок-культура служит для молодых людей своеобразным средством
ухода от окружающей действительности. Она образует для них «культурную
нишу», в которой можно «отсидеться до старости», укрывшись от трудностей
быта и проблем повседневной жизни |